Американская группа Metallica прервала запись нового альбома, чтобы
отправиться в короткий концертный тур "Sick Of The Studio`07" --
"Устали от студии`07". Гастроль финишировала на Большой спортивной
арене "Лужников" (БСА). Можно с уверенностью констатировать полную и
сокрушительную победу Джеймса Хетфилда, Кирка Хэмметта, Роберта
Трухильо и Ларса Ульриха над прочими гастролерами горячего концертного
сезона в Москве.
Перед тем как выйти на Большую спортивную арену "Лужников", музыканты
Metallica дали самую формальную пресс-конференцию, которую только
приходилось видеть корреспонденту Ъ. "Господин Хетфилд, расскажите о
том, как вы охотились в России на медведей".-- "Да, действительно, я
охотился в России на медведей". "Что с вашим бывшим бас-гитаристом
Джейсоном Ньюстедом?" -- "Не имеем понятия". "Как вы относитесь к
группе вашего бывшего коллеги Дейва Мастейна Megadeth?" -- "Дейв --
талантливый человек, мы желаем ему успеха". Когда музыкантов Metallica
спросили о мультсериале "Металлопокалипсис", они ответили, что ничего о
нем не знают. И это при том, что любой зритель канала "2х2" может
видеть в титрах сериала имена участников группы. Даже о своих
факультативных увлечениях артисты не хотели говорить более чем в трех
словах. "Господин Ульрих,-- спросил Ъ,-- вы известны как заядлый
коллекционер живописи. Что купили последнее, что продали? Нет ли
желания приобрести что-нибудь в России?" -- "Коллекционирование --
такая вещь, знаете, остановиться невозможно". Точка.
Открывавшая
концерт Metallica в "Лужниках" финская группа HIM выглядела чужой на
празднике "настоящего металла". Стиль Вилле Валло и компании прозван
"love-metal", в контексте данного концерта это определение звучало
исключительно иронично. Пока HIM пели свои хиты, было время
осмотреться. Трибуны БСА заполнялись с угрожающей скоростью. К 20.45,
когда главные герои вышли на сцену, пустыми оставались только несколько
рядов в самых дальних секторах. Стоячий партер также был утрамбован
поклонниками тяжелой музыки. На футбольном газоне, покрытом
специальными щитами, время от времени происходили маневры совсем юных
людей в камуфляже. Под командованием пары десятков омоновцев они бегом
перемещались от одного края площадки к другому. Эти эпизоды выглядели
специально организованной ностальгической репликой по поводу концерта
Metallica, состоявшегося в Тушине в 1991 году. Тогда в толпе свистели
милицейские дубинки и лилась кровь. Сейчас на Metallica пришла в высшей
степени мирная и респектабельная публика. Стражи порядка в целом были
корректны. Чувство опасности не возникло ни на секунду.
Metallica
не слишком отступала от сет-листа предыдущих концертов тура "Sick Of
The Studio`07". Группа начала с песни "Creeping Death" с альбома 1984
года "Ride The Lightning", потом резко бросилась в 90-е -- прозвучала
"Fuel", открывавшая диск "Reload" (1997). То откатываясь назад, к
временам культовой популярности в "металлической" среде, то возвращаясь
в респектабельные эмтивишные 90-е, музыканты раскачивали громаду БСА
все более масштабными риффовыми построениями, неумолимо приближая
финал, который без изменения звучал на площадках Европы весь последний
месяц: "Master Of Puppets", "Battery", "Sad But True", "Nothing Else
Matters", "One", "Enter Sandman" и "Seek And Destroy", только во втором
бисе по случаю окончания тура добавили еще одну песню с первого альбома
"Kill 'Em All" (1983) -- "The Four Horsemen".
Гитарист Кирк
Хэмметт был, как всегда, невозмутим. В противовес ему Роберт Трухильо
корчил в камеры обезьяньи рожи и демонстрировал какую-то "партизанскую"
манеру перемещения в глубоком приседе. Ларс Ульрих то и дело выбегал
из-за барабанной стойки, чтобы выказать уважение публике, а заодно
кинуть в зал пару палочек. Словно вырубленный из камня Джеймс Хетфилд
сек микрофон седой бородкой шаолиньского монаха. В микрофон он
произносил очень простые вещи вроде "16 лет -- чертовски долго, вам не
кажется?", но это были именно те слова, которые работали на этой
площадке лучше всего. У каждого был сольный выход, но самое сильное
впечатление Metallica производила именно как группа, даже в начале
концерта, когда звукорежиссеры пытались нарулить правильный звук в
огромной чаше стадиона. Metallica буквально раскатала БСА, как блин,
пройдясь по площадке валом крепчайших, настоянных на времени риффов.
По
предварительным оценкам, на концерт Metallica в "Лужники" явились не
менее 55 тыс. меломанов. Это цифра, требующая отдельного серьезного
анализа. Группа Metallica выпустила за последние десять лет всего один
альбом -- "St. Anger" (2003), полуэкспериментальную запись без хитов и
гитарных соло, с которой в концертный сет-лист не включена ни одна
песня. Фактически основа грандиозного успеха группы в России была
заложена еще в советские времена, когда первые записи группы
распространялись здесь на магнитофонных лентах, затем он был подкреплен
полным радиохитов "Черным альбомом" (1991) и незабываемым визитом в
Тушино. Аудитория, загипнотизированная командой в тот период,
многочисленна и постоянна в пристрастиях. Невозможно было не заметить,
что во время исполнения самой, пожалуй, популярной композиции Metallica
-- баллады "Nothig Else Matters" -- люди на трибунах подняли вверх
зажигалки. Этот жест сродни лозунгу "Харлей-Дэвидсона": "Настоящая
любовь не ржавеет". На концертах публика давно уже привыкла
сигнализировать о своих эмоциях дисплеями сотовых телефонов. Зажигалки
на Metallica были, если хотите, символом верности истинным ценностям и
единства "старой гвардии". Прочувствовав величие момента, выйдя на
поклоны, музыканты Metallica закидали партер медиаторами и палочками, а
Ларс Ульрих пообещал, что группа вернется "очень скоро с новым
альбомом".